27.12.2010

Расшифрованы геномы какао и земляники

Лесная земляника (Fragaria vesca) и какао (Theobroma cacao) пополнили копилку знаний генетиков. Два источника удовольствия миллионов людей на планете теперь могут стать ещё лучше.

Лесная или дикая земляника (на снимке) немного отличается от массово культивируемой земляники садовой Fragaria x ananassa, которую часто ошибочно именуют клубникой (фото sooncome/Flickr.com)

Новые данные о наследственном коде какао были получены научной группой под руководством генетиков из французского центра сельскохозяйственных исследований (CIRAD) при поддержке компании Hershey’s.

Учёные взялись за изучение белизско-венесуэльской культуры T. cacao, поскольку какао-бобы этого растения считаются одними из лучших в мире. Задачей было выяснить, какие гены отвечают за эти свойства. Кроме того, расшифровать геном данной разновидности какао проще (пока охвачено 76% ДНК) – на каждой паре хромосом присутствуют совпадающие копии большинства генов.

На схеме вверху показано распределение семейств генов (в скобках общее количество генов) между геномами какао, арабидопсиса (Arabidopsis thaliana), тополя (Populus trichocarpa), сои (Glycine max) и культурного винограда (Vitis vinifera). Кстати, первую предварительную версию генома какао представила ещё в сентябре группа исследователей, финансируемая компанией Mars, однако в рецензируемом журнале та работа опубликована не была (иллюстрация Nature Genetics, WayanHenri/Flickr.com)

Ещё одна цель генетиков – определение «виновников» высокой восприимчивости растения к болезням, а также его невысокой урожайности. Чтобы получить наилучший результат на плантациях, фермеры часто выращивают гибриды разных сортов T. cacao. Генетические исследования должны упростить задачу.

Правда, пока выявлены лишь «подозреваемые» гены и работа носит скорее описательный характер. Учёные определили, какие гены отвечают за производство жиров, флавоноидов и терпиноидов, формирующих вкус шоколада, сравнили их количество с таковыми у других растений.

Вторая работа рассказала о лесной землянике. Оказалось, что геном ароматной «сестрицы клубники» по меркам растений довольно короткий (35 тысяч генов). Из расшифрованных короче лишь ДНК арабидопсиса. Это означает, что F. vesca может стать излюбленным объектом лабораторных исследований (с коротким геномом проще работать).

Схема, иллюстрирующая количество общих и уникальных семейств генов у риса, арабидопсиса, винограда и земляники (иллюстрация Nature Genetics)

Уже сейчас учёные загадывают, что новые данные помогут улучшить вкус и аромат продуктов, поставляемых на полки магазинов. Речь не только о садовой землянике, но и о её родственниках: яблоне, персике, груше, вишне, малине и прочих представителях семейства розовые.

Обе статьи (1 и 2) опубликованы в журнале Nature Genetics.

1. MEMBRANA