18.12.2012

Обнаружен ген, ответственный за возникновение рака молочной железы и яичника

Результаты исследования, предпринятого в Институте изучения рака (Великобритания), показали, что почти каждая пятая женщина с мутациями в гене PPM1D рано или поздно заболеет либо раком яичника, либо раком груди. В пересчёте на общую популяцию в случае подобных мутаций вероятность заболеть раком молочной железы возрастает в два раза, а риск развития рака яичника увеличивается сразу в десять раз. Открытие вполне способно стать основой для нового генетического теста, особенно в случае рака яичника, который чаще всего диагностируется лишь на поздних стадиях, когда проблема становится очевидной, пишет WellcomeTrust.

Учёные проанализировали 507 генов, вовлечённых в процесс восстановления ДНК, у 1 150 женщин, страдающих раком груди или яичника, и обнаружили мутации в гене PPM1D сразу у пяти пациенток. Затем было проведено успешное секвенирование PPM1D в образцах, полученных от 7 781 женщин с раком груди или яичника, а также в образцах от 5 861 представителя «простого населения». Оказалось, что у женщин с онкологией ген PPM1D содержит до 25 ошибок, в то время как у всех остальных количество ошибок в нём не превышает одной, что говорит само за себя.

Выяснилось также, что мутированные гены не передаются от родителей к детям и не присутствуют сразу во всех клетках. Однако наиболее удивительным оказалось то, что ни в самих раковых клетках, ни в нормальных клетках молочной железы и яичника мутации PPM1D не встречаются, а обнаруживаются только в образцах крови пациентов. Всё это говорит в пользу того, что PPM1D работает совершенно не так, как другие гены, известные своей способностью вызывать появление онкологических заболеваний.

Мутации в PPM1D приводят к тому, что кодируемая геном молекула выходит короче, чем обычно. Ранее полагали, что подобные укорачивающие мутации ведут к простой потери функциональности, но в данном случае мутации вызывают резкий скачок активности молекулы-недомерка. Всё это, повторим, довольно сильно отличается от общепринятых теорий, а потому нуждается в дополнительной, а главное — независимой - перепроверке.

Результаты исследования могут оказаться чрезвычайно полезными в клинической практике, особенно в тех случаях, когда речь идёт о раке яичника, который обычно диагностируется на слишком поздних стадиях. Если женщина уже прошла генетический тест и знает, что в её случае вероятность развития рака яичников равна 1:5, она может рассмотреть возможность добровольного превентивного прохождения артроскопической операции после рождения запланированного количества детей.

Отчёт о работе представлен в журнале Nature.

Роман Иванов