13.10.2008

Облысение на 20-й хромосоме

Гены облысения по мужскому типу находятся на 20-й паре хромосом. Если у вас ещё и неудачный вариант X-хромосомы, шансы облысеть возрастают в 7 раз. «Неудачное» сочетание генов у каждого седьмого, но вот, что это за гены и какова их функция, пока неизвестно.

В стремлении к идеалам красоты большинство людей готовы пойти на сложнейшие пластические операции или инъекции активных веществ, не говоря уже о таких заурядных с точки зрения рекламных роликов процедурах, как липосакция или пересадка волос. И если первое положительно сказывается на здоровье хотя бы косвенно – за счет уменьшения нагрузки на сердце и гормональную систему, то медицинская необходимость заращивания лысины весьма сомнительна.

Та или иная форма потери волос встречается у 40% взрослых людей, что делает это заболевание (алопеция классифицируется именно как заболевание, поскольку влияет на качество жизни пациентов) даже более распространенным, чем злополучное ожирение. При таких высоких процентах даже немного странно, что поиск генов лысости начался на несколько лет позже, чем генов тучности.

Опубликованные в Nature Genetics результаты работы сразу двух научных коллективов с лихвой компенсируют годы простоя. И Тим Спектор из Королевского колледжа Лондона, и Аксель Хильмер из Университета Бонна сузили область поиска до 20-й хромосомы. Точнее, пары хромосом, присутствующей во всех клетках нашего тела, в том числе и тех, что располагаются в основании волосяного фолликула и обеспечивают рост и формирование волосяного покрова.

Эти же клетки чувствительны к андрогенам – половым гормонам, находящимся в крови как женщин, так и мужчин.

Именно неадекватное восприятие или избыток этих гормонов приводит к андрогенной алопеции – облысению самого распространенного, «мужского» типа.

То, что точечные изменения в генах, кодирующих этот рецепторный комплекс, и сказываются на выпадении или истончении волос, было продемонстрировано группой Хильмера ещё три года назад. На этот раз немецкий ученый и его коллеги ограничились всего лишь шестью сотнями подопытных, зато у каждого из добровольцев было протестировано полмиллиона точек вариабельности в геноме. Связанные с облысением по мужскому типу участки генома все расположились на 20-й хромосоме, но, за что именно они отвечают, в работе немцев осталось невыясненным.

Английские специалисты пошли другим путем. Они не стали проверять геном на столь протяженном участке, зато взяли побольше проб: в их исследовании приняли участие более двух тысяч человек. Обнаруженные ими точечные перестановки нуклеотидов тоже расположились на 20-й хромосоме, но уже в других местах. Вероятность облысеть с возрастом при наличии соответствующих участков ДНК вместо 40% в общей популяции доходит до 63%.

Но стоит добавить в «историю болезни» облысевших предков по материнской линии, как эти десятки процентов моментально переходят в сотни: при наличии пока не известного гена на половой Х-хромосоме вероятность потерять волосы на макушке увеличивается почти в 7 раз.

Число 7 вообще стало «счастливым» для авторов публикации в Nature Genetics, ведь обладателей такой комбинации – 14% население, то есть одна седьмая часть. Это утверждение, впрочем, касается лишь белых жителей Земли, поскольку представители других рас в исследовании в качестве подопытных не участвовали и связь обнаруженного генетического варианта (который встречается у всех рас) собственно с облысением у негров или папуасов нельзя считать доказанной.

Теперь оба коллектива намерены выяснить, каким же именно образом обнаруженные ими изменения в ДНК сказываются на выпадении волос, ведь до тех пор говорить о какой-то практической значимости не приходится. Разве только рекомендовать обладателям «лысого генома» заниматься профилактическими мерами, положительный эффект которых, правда, пока достоверно не доказан.

1. Газета.Ru