02.03.2010

Геном белого медведя открыл его истинный возраст

C помощью генетического анализа впервые удалось установить, что белые медведи (Ursus maritimus) отделились от бурых совсем недавно и далее быстро развивались. Об этом сообщила команда исследователей под руководством Шарлотты Линдквист (Charlotte Lindqvist) из университета Буффало.

Более ранние исследования уже демонстрировали тесную связь белых и бурых медведей, однако момент, когда эволюционировал белый медведь, не был определён во времени. Теперь же более или менее точный ответ дал анализ челюстной кости, найденной на норвежском острове, где она пролежала от 110 до 130 тысяч лет.

Используя материал одного из зубов, учёные смогли реконструировать митохондриальный геном, а затем сравнить его с ДНК других шести видов, в том числе современных белых и бурых медведей. Анализ подтвердил близкую связь полярных медведей с бурыми обитателями Аляски, а также впервые позволил очертить временные рамки зарождения Ursus maritimus — 150 тысяч лет назад.

«Наши результаты подтверждают предположения о полярном медведе как молодом виде, — говорит в пресс-релизе Линдквист. – Так быстро он развивался, скорее всего, подстраиваясь под новые ареалы обитания и источники пищи, реагируя на перемены климата перед последним межледниковьем. Мы нашли, что белый медведь пережил потепление более сильное, чем нынешнее». Остаётся надеяться, что богатый опыт выживания выручит белых медведей, которым сейчас весьма туго.

На данный момент митохондриальная ДНК этого предка белых медведей – самая древняя из расшифрованных мтДНК млекопитающих. Она в два раза старше прочтённого генома мамонта. Более подробно об открытии можно узнать в статье, опубликованной в открытом доступе PNAS. (Читайте также про недавно полученные митохондриальные ДНК мезолитического тура, вымершего каспийского тигра и древних нелетающих птиц.)

1. membrana.ru