14.01.2010

Расшифрован геном сои

Объединёнными силами 18 учреждений, включая генетический институт министерства энергетики (DOE JGI), исследовательское подразделение минсельхоза США (USDA-ARS) и университет Пардью (Purdue University), удалось почти до конца расшифровать геном сои (Glycine max). Это первое столь полное описание наследственного кода растения семейства бобовых.

Одно из ключевых достижений исследования – идентификация гена, отвечающего за невосприимчивость к азиатской соевой ржавчине: заболеванию, которое может уничтожать до 80% урожая сои

В пресс-релизе JGI учёные утверждают, что из 1,1 миллиарда пар оснований ДНК сои они описали и каталогизировали 85%. На труд такого масштаба генетикам потребовалось пятнадцать лет. Идентифицировать удалось более 46 тысяч ключевых генов, включая 1100 участвующих в преобразовании воды, света, углекислого газа и минералов в энергию и белки.

Сравнив геномы сои и кукурузы (самого большого, кстати, генома растения), генетики обнаружили пары оснований, мутации которых приводят к сокращению производства в сое фитата (phytate). Это соединение, в котором в растительных тканях хранится фосфор. Поскольку фитат не усваивается желудком животных, поедающих сою, он проходит через желудочно-кишечный тракт непереваренным и загрязняет почву. Теперь это можно будет исправить.

Более того, с геномом сои исследовательскому сообществу будет проще выяснить генную структуру других бобовых культур (более 20 тысяч видов).

Джереми Шмуц (Jeremy Schmutz), ведущий автор исследования, утверждает, что изучение генома сои является самым масштабным проектом DOE JGI на текущий момент

Специалисты смогут разработать новые средства для повышения урожайности сои и защиты растения от вредителей, а ещё можно будет вывести сорта растения с повышенным содержанием белка и жира. Кроме того, со знанием дела вмешиваясь в геном сои, на её основе можно получать эффективное биотопливо, считают исследователи.

Статья, суммирующая результаты «расшифровки сои», опубликована в Nature, также её можно прочесть здесь (PDF-документ). Ну а напоследок напомним, что не так давно были прочитаны геномы риса и огурца.

1. membrana.ru