14.01.2010

Расшифрован геном сои

Объединёнными силами 18 учреждений, включая генетический институт министерства энергетики (DOE JGI), исследовательское подразделение минсельхоза США (USDA-ARS) и университет Пардью (Purdue University), удалось почти до конца расшифровать геном сои (Glycine max). Это первое столь полное описание наследственного кода растения семейства бобовых.

В пресс-релизе JGI учёные утверждают, что из 1,1 миллиарда пар оснований ДНК сои они описали и каталогизировали 85%. На труд такого масштаба генетикам потребовалось пятнадцать лет. Идентифицировать удалось более 46 тысяч ключевых генов, включая 1100 участвующих в преобразовании воды, света, углекислого газа и минералов в энергию и белки.

Сравнив геномы сои и кукурузы (самого большого, кстати, генома растения), генетики обнаружили пары оснований, мутации которых приводят к сокращению производства в сое фитата (phytate). Это соединение, в котором в растительных тканях хранится фосфор. Поскольку фитат не усваивается желудком животных, поедающих сою, он проходит через желудочно-кишечный тракт непереваренным и загрязняет почву. Теперь это можно будет исправить.

Более того, с геномом сои исследовательскому сообществу будет проще выяснить генную структуру других бобовых культур (более 20 тысяч видов).

Специалисты смогут разработать новые средства для повышения урожайности сои и защиты растения от вредителей, а ещё можно будет вывести сорта растения с повышенным содержанием белка и жира. Кроме того, со знанием дела вмешиваясь в геном сои, на её основе можно получать эффективное биотопливо, считают исследователи.

Статья, суммирующая результаты «расшифровки сои», опубликована в Nature, также её можно прочесть здесь (PDF-документ). Ну а напоследок напомним, что не так давно были прочитаны геномы риса и огурца.

1. membrana.ru