05.09.2014

Ученым удалось расшифровать геном кофе и найти уникальные гены кофеина

Журнал Science опубликовал работу исследователей, которым удалось секвенировать геном кофейного дерева и установить происхождение кодирующих кофеин генов.

Кофеин, как известно, является одним из самых популярных психотропных средств на Земле. Было установлено, что у кофе эти гены отличаются от тех, которые отвечают за выработку кофеина у какао-бобов и чая, а это означает, что они были получены не от общего предка трех растений и появились самостоятельно.

В рамках работы ученые описали черновую геномную последовательность Coffea canephora (робуст). Именно это растение дает около 30% всего мирового урожая кофе. Что касается Coffea arabica (Аравийский кофе), то он более популярен из-за своего менее кислого вкуса (пониженное содержания кофеина).

Проведя сравнение с геномами других растений исследователи пришли к выводу, что кофе имет большие семьи генов, которые связаны с выработкой алкалоидов и флавоноидов, придающих кофе характерный аромат. Кроме того, Coffea canephora может похвастаться богатым набором N-метилтрансфераз — это ферменты, принимающие участие в выработке кофеина.

Все «кофеиновые» ферменты Coffea canephora, говорят ученые, ближе к другим генам кофе, чем к аналогичным ферментам у какао и чая. Это указывает на то, что у кофейного дерева способность вырабатывать кофеин возникла самостоятельно и не была унаследована от общего с другими растениями предка (в противном случае эти ферменты были бы более похожи).

По мнению исследователей, наличие кофеина в листьях этого растения отпугивает насекомых, а кофеин в плодах и семенах подавляет рост растений-конкурентов. Отметим также, проведенные ранее работы показали, что у насекомых-опылителей вырабатывается зависимость от кофеина и это заставляет их возвращаются к растениям снова и снова.

1. km.ru