28.10.2013

Исследование генов европейцев привело к неожиданным результатам

Исследование позволило установить генетическую хронологию с момента появления в Европе земледелия до бронзового века

Тщательное исследование человеческой митохондриальной ДНК, результаты которого опубликовал журнал Science, опровергло существующую теорию происхождения коренных жителей Европы. Оказывается, прародителями современных европейцев являлись представители не двух, а нескольких генетических групп.

Согласно данным ученых, фермеры, которые прибыли на европейские земли с Ближнего Востока, повлияли на местных охотников и земледельцев целым набором генетических особенностей. Большинство современных зерновых культур привнесли в Европу восточные люди, обучившие европейцев сельскому хозяйству.

Как известно, пришедшие из Анатолии (Турции) земледельцы вытеснили коренных охотников-собирателей, принадлежавших в основном к клану гаплогруппы U, еще около 7000 лет назад. Тем не менее люди, относившиеся к двум разным ветвям протоевропейцев, еще долго жили вместе на одной территории, и в настоящее время представители исконной гаплогруппы U достаточно широко распространены в европейских странах.

До Скандинавии информация о способах земледелия дошла более 6000 лет назад. Проникновение сюда ближневосточных переселенцев проходило одновременно с появлением в этой местности гаплогрупп. И если для жителей Ближнего Востока земледелие уже было многовековой традицией, то в скандинавском регионе зерновым культурам приходилось долго адаптироваться к местным особенностям. Разумеется, ситуацию усугубляли суровые климатические условия Скандинавского полуострова.

Еще одно исследование, также опубликованное в Science профессором Рут Боллонджино из Университета Майнца, подразумевает, что культуры охотников-собирателей сосуществовали рядом с аграрными культурами в течение 2000 лет после появления в регионе сельского хозяйства – с очень небольшим межродовым взаимодействием.

Боевые топоры и колоколовидные кубки

Представители совершенно новых генетических кланов, выяснили ученые, появились в Европе 4800 лет назад. Носителей культуры боевых топоров принято считать первыми индоевропейцами, появившимися в европейском регионе. При захоронении мужчин они оставляли в могиле боевой топор. Ученые утверждают, что эти люди пришли в Центральную Европу с Востока. Образцы их митохондриальной ДНК обнаруживают очевидное сходство с генами современных представителей восточноевропейских народов, выходцев из Кавказа, а также Балтийского региона.

Как показало исследование, по прошествии еще нескольких сотен лет в Центральной Европе начали селиться представители другого древнего клана. С приходом в регион культуры колоколовидных кубков, полагают ученые, здесь стартовало распространение гаплогруппы H. Считается, что сегодня в Европе ее кланы не относятся к доминантным. Анализ генов современных европейцев свидетельствует о том, что корни представителей гаплогруппы H нужно искать на территории нынешних португальских и испанских земель.

Отсутствующая у центральноевропейских охотников и недостаточная у ранних неолитических фермеров гаплогруппа H остается доминирующей материнской клеточной линией в Европе сегодня. Сравнение между представителями культуры колоколовидных кубков и современного населения предполагает, что они прибыли из Иберии (сегодняшние Испания и Португалия).

«Наше исследование показывает, что простое соединение местных охотников-собирателей и ближневосточных фермеров не может объяснить современное разнообразие, – сказал соавтор исследования Гуидо Брандт из Университета Майнца. – Генетические процессы намного сложнее. Вместо этого мы обнаружили, что людям двух археологических культур, существовавших на краю бронзового века 4200 лет назад, принадлежит явная роль в формировании генетического материала современных жителей Центральной Европы».

Доктор Вольфганг Хаак из Австралийского центра ДНК говорит: «Ни одно из динамических изменений, которые мы наблюдали, не было выведено из одних только современных генетических данных. Сегодня на первый план выходит необходимость объединения исследований древних ДНК с археологическими данными, чтобы восстановить человеческую эволюционную историю».

В основе данного исследования, позволившего установить генетическую хронологию с момента появления в Европе земледелия до бронзового века, лежит анализ дезоксирибонуклеиновой кислоты, извлеченной из костей и зубов нескольких сотен скелетов, которые ученые обнаружили на территории нынешней Германии. Исследователей интересовала именно митохондриальная ДНК, так как она отвечает за сохранение генетической информации и несет в себе сведения о групповых и индивидуальных особенностях человека. Такие исследования дают генетикам возможность получать ценную информацию об истории различных народов и исторической миграции.

Александр Федоров