08.07.2015

Любовь к свинине зависит от наших генов

Команда ученых из Университета штата Аляска в Фэрбенксе, Университета Дьюка и Манчестерского университета изучила образцы ДНК более 2200 человек из 45 популяций по всему миру и обнаружила, что у различных групп людей отличаются генные последовательности, кодирующие белок OR7D4. Это белок представляет собой обонятельный рецептор. Как и другие такие рецепторы, он располагается в клеточной мембране обонятельных нейронов и отвечает за обнаружение молекул запаха.

Дикий кабан

Рецептор OR7D4 реагирует на андростенон - вещество, которое служит феромоном для свиней. Оно вырабатывается в организме самцов свиней и стимулирует самок к спариванию. Разными людьми запах андростенона описывается как раздражающий, похожий на запах пота или несвежей мочи, или же более приятный мускусный, даже цветочный или ванильный запах. Различия в восприятии запаха определяются генетически. Отличается и способность чувствовать запах андростенона. Одни люди чувствуют его в концентрации 0,2 на миллиард, другие - в концентрации 0,2 на сто миллионов. Людям, чувствительным к андростенону, мясо некастрированных самцов свиней кажется неприятным на вкус.

Как показал статистический анализ, жители Африки, как правило, чувствительны к андростенону. Вероятно, могли ощущать это запах и африканские предки современного человека. Одомашнивание свиней произошло в Азии, где чувствительность людей к андростенону ниже. Ученые также проанализировали соответствующие гены неандертальца и денисовского человека. Оказалось, что неандертальцы также были в состоянии почувствовать запах андростенона. У денисовцев произошла уникальная мутация, изменившая структуру гена, ответственного за рецептор OR7D4. Однако, как определил один из участников исследования Хироаки Мацунами, эта мутация не повлияла на способность чувствовать андростенон.

Результаты исследования опубликованы в журнале Chemical Senses.

1. polit.ru