17.11.2015

Паразит рыб оказался родственником медуз

Генетическое исследование подтвердило гипотезу ученых о том, что группа паразитических беспозвоночных, которую раньше относили к простейшим, на самом деле представляет собой сильно изменившихся представителей кишечнополостных и родственна медузам, гидрам и кораллам.

Паразитические животные, получившие латинское название Myxozoa, живут во внутренних органах рыб и водных беспозвоночных. Всего их насчитывается около 1200 видов. В частности, один из видов Myxozoa известен рыбоводам тем, что вызывает опасное заболевание форели. Первоначально биологи относили Myxozoa к одноклеточным простейшим. Но позднее обнаружилось, что на некоторых стадиях развития они состоят из нескольких клеток.

Тогда ученые обратили внимание на так называемые «полярные нити», при помощи которых споры Myxozoa прикрепляются к организму хозяина. Эти органы оказались весьма похожи на стрекательные нити в клетках кишечнополостных, которые, например, вызывают ощущение ожога у купальщика, неосторожно прикоснувшегося к медузе. В 1970-х годах на основании этого сходства была сформулирована гипотеза о принадлежности Myxozoa к кишечнополостным.

Теперь авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследовали геном этих существ и подтвердили их родство с медузами. Их наиболее близким родственником оказался полиподий (Polypodium hydriforme), тоже ставший в ходе эволюции внутриклеточным паразитом. Медузы и Myxozoa восходят к общему предку. Исследователи отмечают, что геном Myxozoa значительно сократился и сейчас составляет всего 22,5 млн. пар оснований – примерно в сорок раз меньше, чем у полиподия и медуз. В частности, у Myxozoa отсутствуют гены, необходимые для дифференцировки разных типов клеток и связи между клетками организма.

1. polit.ru