03.02.2016

В геноме африканцев есть значительная доля генов ближневосточных фермеров

Авторы опровержения опубликовали свою работу в журнале Science, объяснив ошибку, допущенную в изучении генома 4500-летнего мужчины, останки которого были найдены в Эфиопии в пещере Мота. Это был первый полный геном древнего жителя Африки, который удалось собрать исследователям.

В геноме африканцев есть значительная доля генов ближневосточных фермеров

Считается, что первые люди покинули Африку около 100 тысяч лет назад. Однако научная работа, опубликованная в 2013 году, показала, что некоторые древние жители Чёрного континента вернулись в родные места около трёх тысяч лет назад, и эта обратная миграция оставила свой след в африканских геномах.

В своей новой работе исследователи подтвердили этот вывод. Они также показали, что население континента также в своём геноме содержит значительное наследие ближневосточных фермеров (которые также были причастны к обратной миграции). Ещё один вывод: популяции Восточной Африки, в том числе эфиопские горцы, живущие рядом с пещерой Мота, являются самыми выраженными носителями евразийской родословной. Однако команда также обнаружила следы обратной миграции в Западной Африке и у карликовой группы Центральной Африки – пигмеев мбути (mbuti).

Один из авторов исследования Андреа Маника (Andrea Manica), генетик из Кембриджского университета, утверждает, что его коллеги ошиблись в своём заключении о том, что обратная миграция достигла Западной и Центральной Африки. Он уверен, что три тысячи лет назад миграция была ограничена Восточной Африкой.

По словам Маники, ошибка произошла, когда его команда сравнивала генетику жителей древней Эфиопии с данными из каталога генома современного человека. Несовместимость между двумя программными обеспечениями, используемыми для анализа, привела к тому, что из анализа была исключена часть общих генов, которые имел древний эфиоп и современные европейцы (ДНК которых образует значительную часть контрольной последовательности).

В результате программа ошибочно указала на то, что человек из пещеры Мота менее тесно связан с современным европейским населением, чем это было на самом деле. В итоге современные африканские популяции оказались более тесно связаны с европейцами (у них общие с европейцами гены не были выброшены из анализа).

При этом исследователи обладали скриптом, который должен был наладить совместную работу двух ПО, однако, по словам Маники, кто-то просто забыл его запустить.

Понтус Скуглунд (Pontus Skoglund), генетик из Гарвардской медицинской школы в Бостоне, после получения анализа генома человека из пещеры Мота провёл собственное сравнение геномов и не обнаружил доказательств заключения Маники. Он и сообщил команде о вероятной ошибке.

"Почти все исследователи согласны, что было несколько потоков генетических миграций назад в Африку, а также была достаточно обширная миграция в Восточную Африку, – считает Скулгунд. – Однако она не достигла Западной и Центральной Африки. По крайней мере, мы не можем это выявить. Ошибка группы Маники подрывала также идею о том, что многие африканцы несут неандертальскую ДНК, унаследованную от евразийцев, чьи предки скрещивались с этой группой".

Глеб Объедков