28.03.2016

У синтетического микроорганизма всего 473 гена

На этой неделе в журнале Science была опубликована статья команды генетиков под руководством Крейга Вентера, которые создали микроорганизм Syn 3.0 с рекордно коротким геномом. Там насчитывается всего лишь 473 гена.

Ранее на основе генетического материала бактерии Mycoplasma mycoides ученые создали искусственный штамм, геном которого почти не отличался от генома бактерии. Для этого они синтезировали единственную хромосому этой бактерии и пересадили ее в бактериальную клетку другого вида – Mycoplasma capricolum, откуда предварительно была извлечена ее собственная ДНК. После нескольких неудачных попыток, они добились, чтобы геном синтетической бактерии запустил производство белков, причем характерных для Mycoplasma mycoides, а не для Mycoplasma capricolum.

Теперь они смогли минимизировать число генов. Им пришлось действовать методом проб и ошибок, вырезая различные фрагменты природного генома Mycoplasma mycoides, в котором насчитывается 901 ген. Если получившийся штамм оказывался нежизнеспособным, они делали заключение о необходимости вырезанного гена. В итоге им удалось сократить число генов до 473, которые записаны в 531000 парах нуклеотидных оснований. Однако из имеющихся генов Syn 3.0 функции 149 генов остаются неясными, и генетики в первую очередь намерены установить их роль в жизни микроорганизма.

1. polit.ru