Новости     Библиотека     Словарь-справочник     Ссылки     О сайте

13.04.2017

Австралийские и японские ученые исследовали геном тернового венца

Ученые из Австралии и Японии изучили секвенировали геном морской звезды акантастер (Acanthaster planci), известной под названием терновый венец, а также установили вещества, которые этот вид использует для коммуникации в период размножения. Они полагают, что сумели найти слабое место этого существа, которое можно использовать для защиты от него кораллов.

Морская звезда терновый венец (Acanthaster planci)

Терновые венцы питаются коралловыми полипами. Они располагаются на рифе, выворачивают желудок и своими ферментами растворяют полипы, всасывая получающийся раствор. Как правило, акантастеры хорошо встроены в экосистему рифа, они поедают самые быстрорастущие кораллы, и это позволяет кораллам с медленным ростом тоже формировать крупные колонии. Тем самым биоразнообразие рифа увеличивается.

Но в годы массового размножения терновых венцов, когда их число достигает 150 000 на одном квадратном километре рифа, они уничтожают огромные площади кораллов в Тихом и Индийском океанах, нанося ущерб, который рифы не могут восполнить годами. Терновые венцы признали одной из трех основных угроз Большому Барьерному рифу, наряду с циклонами и болезнью, вызывающей обесцвечивание кораллов. Единственным методом защиты кораллов остается отлов морских звезд вручную.

Профессор Берни Дегнан (Bernie Degnan) из Школы биологических наук Университета Квинсленда и его коллеги из Квинсленда и Окинавы секвенировали геном терновых венцов и проанализировали состав веществ, выделяемых ими в сезон размножения. Акантастеры размножаются раз в год, когда самцы и самки одновременно выпускают в воду сперму и икру. Как оказалось, морские звезды, отправляющиеся к месту нереста, выделяют ряд веществ, увлекая за собой сородичей. Исследователи сумели выделить эти вещества из морской воды и сопоставить их с геномом акантастеров.

Как полагает профессор Дегнан, результаты можно будет использовать для спасения кораллов, создавая приманки для терновых венцов.

Итоги исследования опубликованы в журнале Nature.

1. polit.ru