08.03.2017

Ученые расшифровали геном австралийского растения-мясоеда

Ученые впервые расшифровали геном австралийского плотоядного растения, известного как цефалот мешочковый. Результаты исследования проливают свет на то, как плотоядные растения развивали в себе способности к привлечению, захвату и перевариванию своей добычи.

Происхождение хищных растений до сих пор остается тайной, которая уже давно тревожит умы ученых. Эволюционные пути, которые заставили растения стать мясоедами, долго оставались неизвестными.

Ученые из университета в Буффало (США) предположили, что таких эволюционных дорог не так уж много. Даже отдаленно родственные насекомоядные растения, развивались в мясоедов относительно похожими способами.

Еще в 1992 году биологи обнаружили, что австралийские, азиатские и американские растения-хищники, которые эволюционировали независимо друг от друга, очень похожи между собой.

В новом исследовании ученые расшифровали геном австралийского цефалота мешочкового, который имеет как плотоядные, так и обычные листья. Причем исследователи обнаружили, что, несмотря на отличие от других кувшинообразных растений, это растение развивалось также, как и его дальние сородичи. Это является ярким примером конвергентной эволюции, когда несколько видов развиваются независимо друг от друга, но приобретают похожие черты.

Все три растения заманивают насекомых в ловушку - свой чашеобразный лист со скользкой поверхностью, по которой добыча не может вылезти обратно. Жидкость, которая находится на дне листа, помогает растению переваривать мясо и экзоскелеты насекомых.

При сравнении пищеварительной жидкости плотоядных листьев австралийского растения с другими насекомоядными растениями, обнаружилось, что их гены связаны с реакциями на стресс и белками, участвующими в пищеварении.

Причина, по которой растения стали хищниками, не ясны, но могут быть ответом на окружающую среду. Хищные растения часто растут на бедных питательными веществами почвах, поэтому способность заманивать в ловушку и переваривать животных оказалась незаменимой, учитывая недостаток других источников питания.

Воронина Светлана