02.02.2018

Прочитан геном колорадского жука

Статья, опубликованная международным коллективом ученых в журнале Scientific Reports, сообщает о первом в истории прочтении генома опасного вредителя – знаменитого колорадского жука (Leptinotarsa decemlineata).

Колорадского жука впервые поймал в 1811 году английский натуралист Томас Наттолл, совершавший путешествие по Северной Америке. Научное описание насекомого составил в 1824 году известный американский зоолог Томас Сэй. В то время основным кормом для жука служило дикорастущее растение паслен рогатый (Solanum rostratum), и исследователи даже не предполагали, что скромное насекомое потом привлечет к себе внимание ученых многих стран. Завоевание колорадским жуком полей началось в 1859 году, когда в штате Небраска он был впервые замечен на полях картофеля. В наши дни ущерб от колорадского жука составляет сотни миллионов долларов ежегодно.

Целью генетического исследования, проведенного под руководством Шона Шовилла (Sean Schoville) из Висконсинского университета, было в первую очередь определить гены, которые наделяют колорадского жука удивительной способностью адаптироваться к новым средам обитания и к направленным против него инсектицидам. Ученые обнаружили в его ДНК немало генов, задействованных в переваривании растительных белков, а также расширенный набор генов, связанных с восприятием горького вкуса. Последнее неудивительно для насекомых, которые питаются растением из семейства пасленовых. А вот гены устойчивости к инсектицидам, к удивлению исследователей, оказались у колорадского жука примерно такими же, как у его близких родственников, не отличающихся способностями противостоять ядам.

Другим интересным результатом стало обнаружение того, что в клетках колорадского жука активно используется РНК-интерференция для регулирования работы генов. Авторы работы считают, что этот механизм можно будет использовать и для борьбы с жуком, вмешиваясь в биохимические процессы в его клетках.

1. polit.ru