13.08.2009

Секвенирован геном бактерии, способной ориентироваться по силовым линиям магнитного поля Земли

Группа японских ученых провела секвенирование генома магнитотактической бактерии, способной ориентироваться по силовым линиям магнитного поля Земли, и выяснила, какие группы генов ответственны за формирование магнитосом — органелл, которые содержат кристаллы магнетита Fe3O4 и выполняют функцию магнитных стрелок, пишет NewScientist.

Исследователи проанализировали геном бактерии Desulfovibrio magneticus штамма RS-1 и сравнили полученные результаты с генетическими данными других магнитотактический бактерий. В результате были выделены три отдельные группы задействованных в образовании магнитосом генов; более того, эти гены, как оказалось, сохраняются в неприкосновенности у нескольких видов бактерий, принадлежащих к разным классам (альфа- и дельта-протеобактериям). По мнению авторов, такой уровень сохранности позволяет говорить о возможной реализации горизонтального переноса генов — эволюционного механизма, суть которого заключается в передаче генетического материала между одновременно существующими организмами, а не от родителей — потомству.

Собранная информация должна помочь генетикам скорректировать определенные параметры получаемых магнитосом. Эти частицы, отметим, уже применялись в экспериментах на мышах для повышения эффективности магнитно-резонансной томографии; ученые также использовали их в качестве наномагнитов в опытах по детектированию биологических молекул (к примеру, инсулина).

Полная версия отчета исследователей будет опубликована в журнале Genome Research.

Дмитрий Сафин