23.06.2016

Гены способны работать после смерти организма

Микробиолог Питер Нобл (Peter Noble) из Университета штата Вашингтон и его коллеги установили, что гены способны включаться и после смерти организма. Открытие посмертной активности генов может оказаться важным для создания новых методов сохранения донорских органов.

Ранее ученые периодически наблюдали посмертную активность отдельных генов в крови и печени человека. Питер Нобл и его коллеги провели планомерное исследование работы более тысячи генов в мертвых лабораторных мышах и рыбах данио рерио. Они отслеживали последовательные изменения генной активности в течение четырех суток после смерти у рыб и двух суток у мышей. Приступая к исследованию, ученые предполагали, что гены вскоре после смерти прекратят работу, как механизмы автомобиля, в котором кончился бензин. Но они обнаружили, что сотни генов, наоборот, увеличили активность. И хотя большинство таких генов оставались активными не более суток после смерти, у рыб некоторые гены работали еще до четырех суток.

Многие из этих посмертно работающих генов связаны с активизацией иммунной системы и воспалительными процессами – ответом организма на стресс. Весьма удивило ученых, что среди таких генов нашлись и те, что отвечают за образование эмбриона, а во взрослой жизни организма не действуют. Одно из возможных объяснений их пробуждения состоит в том, что клеточные условия в трупе напоминают условия эмбриона. Исследователи также обнаружили активизацию некоторых генов, которые способствуют росту опухоли. Данное наблюдение объясняет, почему у людей, которым были пересажены донорские органы от недавно умерших, выше риск раковых заболеваний.

Ученые говорят, что полученные ими результаты важны для прогресса в области трансплантологии, ведь генная активность в пересаженных органах влияет на успех операции. Метод измерения такой активности, созданный Ноблом и его командой может быть использован в качестве диагностического инструмента для прогнозирования успеха трансплантации. Судмедэксперт Дэвид Картер из Университета Шаминада в Гонолулу отмечает, что также они дают новый способ установления времени смерти организма.

Результаты работы были опубликованы на сервере препринтов bioRxiv, а сейчас, по словам Питера Нобла, их статья проходит рецензирование в научном журнале.

1. polit.ru