12.01.2016

Иммунитет современного человека укрепили гены неандертальцев

Способности современного человека противостоять болезням мы можем быть обязаны нашим вымершим родственникам – неандертальцам и денисовцам. Согласно некоторым исследованиям, именно от наших древних кузенов были унаследованы некоторые ключевые гены, связанные с иммунной системой. Но межвидовое скрещивание могло иметь и негативные побочные эффекты, поскольку некоторые гены сделали нас более уязвимыми к аллергиям. Соответствующая статья была опубликована в “The American Journal of Human Genetics”.

Иммунитет современного человека укрепили гены неандертальцев

Современные люди, вероятнее всего, происходят от маленькой человеческой популяции, вышедшей из Африки около 60000 лет назад. По мере того, как африканские люди распространялись по миру, они вступали в контакт с другими древними людьми, обитавшими в Европе и в Западной Азии. Генетические данные свидетельствуют, что эти различные «племена» скрещивались между собой, и поэтому часть генома неандертальцев по-прежнему присутствует у ныне живущих людей.

В геноме современного населения Евразии наличествует от 1% до 6% генов, полученных от неандертальцев и денисовцев (ещё одного вымершего вида людей). Немецкие учёные проанализировали гены современных людей и наших древних родственников, чтобы обнаружить источник изменений в генетических чертежах нашей иммунной системы. Оказалось, что некоторые фрагменты ДНК неандертальцев играют ключевую роль в иммунной системе современных людей, программируя переднюю линию обороны против различных патогенов, в том числе бактерий, грибов и паразитов.

– Очевидно, в определённый исторический момент, около 10000 лет назад, эти неандертальские гены могли давать преимущество в смысле борьбы с инфекциями или смертельными патогенами, – прокомментировал “BBC News” доктор Михаэль Даннеманн из лейпцигского Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. – Возможно, они и сегодня дают это преимущество, но это трудно зафиксировать.

Доктор Даннеманн, соавтор одного из исследований, рассказал также, что неандертальское наследие может делать некоторых людей более уязвимыми к аллергиям – опять-таки из-за воздействия на иммунную систему – хотя для доказательства этого тезиса ещё необходимо провести дальнейшие лабораторные исследования.

Другая группа исследователей, представляющих Францию и США, независимо от первой группы сопоставляла генетические данные современных людей (взятые из проекта «1000 геномов») и древних. Эта группа пришла к похожему заключению – один из кластеров важных иммунных генов современного человека происходит от неандертальцев и денисовцев.

Доктор Льюис Кинтана-Мурси с кафедры человеческой эволюционной генетики парижского Института Пастера заявил, что результаты исследования оказались большой неожиданностью.

– Крайне удивительным было обнаружить, что этот участок генома так богат неандертальским наследием, поскольку он, похоже, биологически очень важен для борьбы против патогенов, – сказал он. – Возможно, нам следует поблагодарить неандертальцев, подаривших нашему врождённому иммунитету более широкие возможности в борьбе с патогенами.

1. nuus.ru